Новости

Праздник фотографии и науки 31.07.2013

Неизвестно, задумывалась ли в 1842 году английская учёная Анна Аткинс об эстетическом значении фотографических иллюстраций к своей книге, выполненных в технике цианотипии, но сегодня, спустя полтора столетия, диалог между людьми науки и артистами (в широком смысле) о том, как следует расценивать научную фотографию - с точки зрения науки или всё же искусства, - продолжается. И это несмотря на то, что понятие синергии в самых разнообразных сферах человеческой жизни в скором времени может стать обиходным. Порассуждать на эту тему предлагает своим посетителям выставка «Наука - это красиво!», которая на днях открылась в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре и продлится до 4 августа. Здесь можно узнать, как выглядит сердце папоротника, почему одинокие самки эфиопских термитов сбрасывают крылья во время дождей и кого напоминает след от полёта ракеты «Союз», запущенной с космодрома Плесецк со спутником «Меридиан» на борту. Вход на экспозицию, где представлены самые яркие работы победителей и участников фотоконкурса фестиваля «Искусство науки - 2013», свободный.

Первое, с чем предстоит встретиться всякому гостю выставки, - это четыре портрета «кисти» Дарьи Нестеровской, студентки Государственного академического университета гуманитарных наук при Институте философии РАН и одного из победителей конкурса в номинации «Лица науки». Работы в этой категории особо отметила председатель конкурсного жюри, фотограф Татьяна Либерман:

- Они меня покорили, и я этому была очень рада. К тому же общий технический уровень конкурсных фотографий растёт. Аудитория становится огромной и выходит за рамки Российской Федерации, превращая конкурс, который шесть лет назад начинался с интернета, в международный проект.

Её коллега по цеху, лектор фестиваля и эксперт жюри Александр Тягны-Рядно, посетил открытие выставки и поздравил всех присутствующих с «праздником фотографии и науки»:

- Категория «Люди науки» представлена очень хорошо и сильно. Для меня это особенно важно, потому что я начинал свою фотографическую жизнь с науки в газете, и кому как не мне знать, насколько это сложно - снять науку и её деятелей красиво. Это тяжелая и сопротивляющаяся тема.

С Александром не совсем согласился фотограф дикой природы Андриан Колотилин:

- В отличие от номинации по микрофотографии, где представлены совершенно уникальные кадры, мне не очень понравилась «репортажная» номинация, то есть «Лица науки». Сейчас в науке много интересных проблем - неоднозначная ситуация и с трудом учёных, и с Академией наук, но на выставке я этих проблем не обнаружил. Здесь я увидел едва ли не то же, что на фотографиях 1980-х годов. Но в лучших портретах тех времён была «зашита» и проблема, а здесь этого нет.

А вот в работах Ильи Гомыранова есть второе «дно» - в них видно, что он биолог. Например, в фотографии со сброшенными крыльями термитов - сразу несколько смыслов, есть рассказ. У Алексея Константинова в «Наблюдателе» я вижу некое существо, сидящее на вершине некоего мира. Одной из самых необычных работ выставки считаю «Летний снег» Софьи Дуборгиной. Я много раз сам пытался поймать подобный кадр, но мне так и не удалось.

Вообще здорово, что есть в Москве такая площадка - фестиваль, где можно рассказать о некоторых приёмах научной фотографии и познакомиться с ними на фотовыставке. Я вижу довольно много знакомых мне фамилий. С Андреем Нарчуком, например, мы работаем над совместными проектами и экспедициями.

Сам Андрей, который принимает участие в конкурсе научной фотографии не первый год, не смог приехать на открытие выставки, поскольку отправился в экспедицию в Смоленский национальный парк, поэтому ещё на закрытии фестиваля «Искусство науки - 2013», где получил награду в номинации «Микромир», он поделился своими впечатлениями о прошедшем конкурсе и пообещал привезти из предстоящих экспедиций новые подводные снимки:

- В этом году я отправил на конкурс фотографии с мелкой фактурой коралла. Я снимал их в естественной среде, во время погружения на Филиппинах. Крупные объекты снимают все, а мелкие заметить гораздо сложнее. Я фотографирую объекты с расстояния нескольких сантиметров. Иной раз я вижу то, что снимаю, уже после съёмки. В этом году у меня был проект в Валдайском национальном парке, я нырял под лёд на Байкале, а в конце года планирую полететь в Индонезию, поэтому надеюсь, что смогу прислать в следующем году новые интересные работы на конкурс.

Хотя Андрей не считает себя профессионалом в фотографии, его работы охотно покупают для иллюстраций даже зарубежные журналы. Но есть в фестивальном конкурсе и победители-профессионалы, и любители, основная деятельность которых далека от искусства. К примеру, Валентина Боева, один из призёров в номинации «Живая наука», работает в автомобильной компании - на заводе «Рено»:

- Фотография - это моё увлечение, которое постепенно становится полупрофессиональным. Сначала я очень много просто фотографировала на мобильник - людей, природу, город, а потом перешла на фотоаппараты. Я сама чувствую, что качество моих работ улучшилось, я больше стала работать с фотографиями. Я думаю, начинающему фотографу нужно прислушаться к себе, понять, что ему интересно, снимать побольше. Сначала надо пройти «визуальную» стадию, а уже затем можно штурмовать учебники.

Владислав Айнет, победитель в номинации «Лица науки», напротив, - профессионал фотографии - и художник, и технолог: он окончил фотографическое отделение Московского политехнического колледжа им. Моссовета и затем поступил во ВГИК на оператора:

- Пока я учился во ВГИКе, я снимал - студенческую жизнь, своих одногруппников и преподавателей. Я считаю, Альберта Эйнштейна не нужно снимать на фоне его трудов, чтобы показать, что он великий учёный. Не обязательно предметы его деятельности должны присутствовать в кадре. Если я снимаю своего коллегу-фотографа, в кадре необязателен фотоаппарат или кюветы с раствором, где будут лежать отпечатки. Мне важно передать настроение, образ человека, нюансы, которые меня в нём интересуют. Что будет на фоне - вопрос другой. Я сам по большей части занимаюсь портретной фотографией. В скором времени в журнале Discovery выйдет фотоистория под названием «Стиляги», которую я снял вместе с выпускницей Британской школы дизайна.

Открытие выставки посетили и люди, занимающиеся наукой, - их чаще можно было встретить возле фоторабот, сделанных через микроскоп. Здесь авторам приходится не только применять фотографические навыки, но и работать с цветом. Один из ценителей такого жанра фотоискусства, Артур, назвавший себя форумным именем Мелар, не понаслышке знает, в чём трудности научной микросъёмки, ведь сам он занимается патогистологией (изучением строения патологически изменённых тканей при различных заболеваниях. - STRF.ru):

- В основном подобные фотографии идут в серьёзные научные журналы, где эстетическое достоинство не оценивается. Конечно, когда делаются массовые срезы препаратов, в них ничего особенного нет. Окрашивание необходимо для дифференцирования тканей, иначе они будут бесцветными. Требуются сложные методы окраски, и с точки зрения искусства к ним нужно долго готовиться. Есть ткани, например, с которых краска будет легко смываться. Так что окрашивание - это сложный многостадийный процесс.

Постоянные посетители выставки едва ли не единодушно отметили, что в этом году уровень работ на выставке «Наука - это красиво!» приблизился к профессиональному. В первую очередь - с технической точки зрения. И всё же организатор выставки и бессменный директор фестиваля «Искусство науки» Евгения Пустовалова считает, что в научной фотографии эстетическая красота особенно важна, ведь люди приходят смотреть на картинку:

- В оценке работ принимали участие и учёные, и публицисты, и фотографы. Я считаю, что это правильно: и научная составляющая важна, но и эстетическая - не менее. Хотя в прошлые годы были победители, которые нас удивляли. Профессионалы жюри их оценивали как «топовые». Например, Татьяна Либерман не раз удивлялась тому, как можно было снять какой-то объект так необычно.

Выставка фотографий «Наука - это красиво!» открыта для посетителей до 4 августа в Объединении «Фотоцентр».

Адрес: Москва, Гоголевский бульвар, д. 8.

Автор: Елизавета Ясиновская

Источник: STRF.ru





Отправить ссылку:






Спонсоры и партнеры